Так, 51% опрошенных отметили, что за последний год качество школьного питания в столовых не изменилось, 28% считают, что оно ухудшилось, только 21% увидели улучшения. Одинаковое количество респондентов (по 14% каждый из ответов) оценили по десятибалльной шкале школьное питание на 3, 4 и 5 баллов. Высокие оценки – 9 и 10 баллов поставили 5% и 6% опрошенных соответственно. Чаще всего самую высокую оценку (10 баллов) школьному питанию ставили ученики первых, вторых и третьих классов, а самую низкую (1 балл) поставили большинство респондентов из седьмых классов (11%).
В топ нелюбимых блюд школьников вошли супы и рыбные блюда, а самыми желанными стали пицца, пельмени и салаты. Каждый второй участник опроса выступает за расширение школьного меню.
Большинство учащихся (74%) уверены, что если их мнения по этому вопросу будут услышаны, то это повлияет на ситуацию в лучшую сторону. Оставлять свои отзывы о блюдах большинству респондентов (66%) было бы удобнее всего в электронном виде, на сайте или специальном мобильном приложении.
«Совсем недавно активисты проекта РДШ «Шеф в школе» вместе с Константином Ивлевым проверили, как кормят детей в школах Иркутска. Они попробовали блюда городского комбината питания, который, как мы знаем, ранее подвергался критике со стороны детей и родителей. В этом году там сменилось руководство, которое захотело услышать мнение со стороны. И наши ребята, и знаменитый шеф-повар сразу обратили внимание на минусы, в том числе раскритиковали многие блюда. Были и положительные моменты. И мы очень рады, что послушать ребят и Ивлева пришёл глава региона. После встречи Игорь Кобзев поручил обратить внимание на предложения проекта «Шеф в школе», а директор комбината питания пригласила наших активистов на производство, чтобы они подсказали технологам, в чём есть проблемы, что можно улучшить. Я думаю, что это очень важный сигнал. Благодаря РДШ к школьникам теперь стали прислушиваться в вопросах школьного питания. О том, что это важно, говорят и результаты нашего масштабного соцопроса. Ну а что касается Иркутска, то мы будем следить, чтобы ситуация исправлялась, а главное – чтобы школьники уходили из столовой сытыми и довольными», – сказала исполнительный директор РДШ Ирина Плещёва.
Результаты исследования комментирует Михаил Митин, директор онлайн-школы Skysmart:
«Цифровые системы позволяют анализировать большие объёмы информации, собирать обратную связь, выявлять сложности и оперативно корректировать ситуацию. На примере нашей интерактивной платформы мы видим, как технологии повышают эффективность обучения, и уверены, что это может положительно сказаться и на организационных процессах, таких как школьное питание. Помимо этого, современные школьники уделяют большое внимание вопросам экологии и здорового питания. Приложение могло бы стать источником информации о составах продуктов, их пользе для организма и энергетической ценности, а также помогать в составлении рациона и давать рекомендации по здоровому питанию и питьевому режиму».
«Нам очень сложно успеть съесть всё за такое небольшое время. Не хватает ещё пяти-семи минут. Знаю это и по себе, и по другим ученикам. Не говорю уже про случаи, когда блюда лежат остывшими. Такое бывает, и хочется их разогреть. Но даже если бы поставили микроволновку, то каждый школьник бы просто не успел погреть своё блюдо. Наверное, не нужно больших трат, чтобы решить это и сделать более удобными условия именно для нас. И вообще, школьников надо чаще слушать, когда взрослые составляют школьное меню. Нам бы хотелось тоже влиять на это. Сейчас нам помогает проект «Шеф в школе», – сказал активист проекта РДШ «Шеф в школе» из г. Иркутска Александр Кобяков.
Напомним, что проект РДШ «Шеф в школе» был запущен осенью 2020 года. У ребят появилась возможность влиять на меню в столовых, оценивать вкус блюд, ассортимент, состояние помещений, выявлять проблемы и рассказывать о лучших практиках, делиться своими идеями, а также получать знания от кулинаров страны. Он охватывает все 85 субъектов страны. На сайте зарегистрировалось более 7500 участников.
По итогам общения с активистом Проекта президент России Владимир Путин поручил Минпросвещения и Роспотребнадзору рассмотреть предложения РДШ по улучшению качества школьного питания (срок − 15 ноября 2021 г.). В ходе совместной работы подготовлены рекомендации, которые увидят во всех школах страны.
Большинство учащихся (74%) уверены, что если их мнения по этому вопросу будут услышаны, то это повлияет на ситуацию в лучшую сторону, а 26% с таким мнением не согласны.
Участникам опроса было предложено в открытой форме написать о том, какие блюда они хотели бы убрать из школьной столовой. Почти каждый пятый школьник (18%) указал в своём ответе каши, а каждый десятый – рыбные блюда. Ещё 9% хотели бы отказаться от супов в школьном меню. Тушёная капуста не нравится 5% респондентов. Запеканка, печень и котлеты набрали по 3% голосов школьников за удаление из меню. За то, чтобы заменить все блюда, высказываются 6% опрошенных. Менее одного процента набрали ленивые голубцы, овощное рагу, рис с мясом, тефтели, тушёнка, булочки, кабачковая икра и прочие блюда.
Также школьникам было предложено написать, какие блюда они хотели бы видеть в школе на обеденных столах.
Чаще всего в комментариях встречалась пицца. Второе место делят между собой сразу 4 блюда, набравшие равное количество голосов (по 5% каждое): пельмени, салаты, блюда из мяса и птицы. Несмотря на то, что в предыдущем вопросе супы попали у школьников в антирейтинг, в этом вопросе 4% школьников не отказались бы от первых блюд. Запрос на выпечку, блины и блюда из макарон есть у 3% учащихся. При этом, упоминая последние, школьники часто указывают на то, что макаронные изделия должны быть из твёрдых сортов пшеницы, потому что считают их более полезными. Самые известные позиции из фастфуда – бургеры и картошку фри – указали только 2% и 1% респондентов соответственно. Суши и роллы также встречаются в ответах 2% школьников, наравне с блюдами из картофеля. Менее 1% набрало большое количество разнообразных гастрономических пожеланий, среди которых: свежие фрукты и овощи, сэндвичи, хлопья для завтраков, шаурма, шашлык, сырники, лагман, лазанья, йогурт, зразы, жульен, драники, вареники, гуляш и многое другое.
Примечательно, что запрос на сладости встречается в ответах менее чем у 1% участников опроса. В комментариях ученики подчёркивают, что важно учитывать в меню пожелания от людей с аллергическими реакциями и вегетарианцев.
– Надо сделать разделение питания, так как у многих людей есть различные аллергии.
– Необходим стол для аллергиков. Нам не все продукты можно, которые сейчас предлагают в столовой. Иногда я остаюсь голодным.
– Нужно добавить блюда для вегетарианцев. Есть те, кто не ест мяса.
Большинство школьников (66%) хотели бы оставлять свои отзывы о блюдах и работе школьной столовой в электронном виде – на сайте или с помощью специального мобильного приложения. Ещё 16% опрошенных заполняли бы анкеты вручную. Устно высказывать своё мнение по вопросу школьного питания хотели бы 15% респондентов.
Большинство школьников (74%) ответили, что их родители интересуются, чем учеников кормят в школе. При этом только 3% из них состоят в комиссиях по школьному питанию, остальные 71% просто спрашивают об этом своих детей. Каждый пятый респондент отметил, что его родители совсем не интересуются этим вопросом. Ещё 5% опрошенных выбрали ответ «Другое».
Каждый второй школьник считает, что для улучшения ситуации со школьным питанием необходимо, прежде всего, разнообразить меню. На втором месте необходимых мер – введение системы «шведского стола». 45% учеников нуждаются в приложении, где можно было бы голосовать за меню на следующую неделю, узнавать калорийность блюд, их пользу, а также оценивать блюда, которые уже удалось попробовать. Каждый четвёртый школьник считает, что нужно увеличить время приёма пищи, в комментариях к опросу часто встречались сообщения о том, что за 15 минут перемены невозможно успеть как следует пообедать. Ещё 35% респондентов отметили необходимость нанимать более квалифицированных поваров. Меньше всего голосов о мерах по улучшению системы школьного питания набрали ответы о ремонте столовой (8%) и разном времени приёма пищи для разных классов (5%).
Некоторые комментарии респондентов:
– Нужно поддерживать температуру еды (она часто холодная).
– Нужно ввести в школе должность диетолога, который будет следить за качеством блюд, калорийностью, эстетическим видом.
– Нужны более дружелюбные работники столовой. Отношение к ученикам разных классов должно быть одинаковым.
– Нужно добавить меню для аллергиков и вегетарианцев.
– Нужно правильно варить и готовить некоторые продукты. Например – макароны. Это проблема века... Они почти всегда подаются как ком, достаточно пресные и липнут к зубам.
– В нашей школе блюда для детей из многодетных семей и блюда для тех, кто заплатил деньги, очень сильно отличаются. Хотя я считаю, что они должны быть одинаковые.
– Нужно сделать меню по выбору, например, предлагают 2 блюда на завтра, и ты выбираешь, кашу поесть или пюре.
– Нужно контролировать деятельность поваров, так как многие блюда дают не в нужном количестве и качестве (вместо целой чашки чая только половина, кусок мяса 1,5 см× 1,5 см, фрукты, хоть и есть в меню, нам не дают!).
– Накрывать на столы непосредственно перед приходом детей и быстро, пока еда не остыла! Остывшая еда – невкусная любая! Можно организовать детей для накрывания на столы – дежурных по нескольку человек от класса, питающегося на данной перемене.
– Хотелось бы увеличить размер порций, поскольку наесться просто невозможно, из-за чего на последнем уроке все невероятно голодные.
– Нужно, чтобы готовили еду на месте, а не привозили откуда-то. Нужно, чтобы была возможность купить горячие блюда из меню, а не заказывать заранее на неделю (это очень неудобно, когда тебе не всё можно). И если в меню есть выпечка, то нужно, чтобы она была в достаточном количестве весь учебный день, а не только утром и немножко.
– Калорийность и сбалансированное питание – это, конечно, важно, но ещё нужно прислушиваться к мнению детей. Опять же, про печень наболевший вопрос. Когда её дают, дети вообще не едят порцию.
– Нужна большая перемена (не меньше 30 минут), когда все дети могут поесть в столовой. А то у нас перемена, на которой все едят, длится 15 минут.
– Нужно сделать приложение, где можно голосовать за меню на следующую неделю, узнавать калорийность блюд и пользу, а также оценивать блюда, которые уже попробовал. Но при этом, чтобы одну неделю были определённые порции, а следующую неделю были новые блюда и порции. Потому что если всё время будут выбирать что-то одно, это не будет полезным и здоровым питанием.
– В нашей школе повар готовит вкусно, но поставляемые продукты от поставщиков не очень хорошего качества.
– Санитария. Чтобы еда была хорошей, надо чтобы повара ходили в шапочках и перчатках, и помещение для готовки было чистым.
– Нужна справедливость!!! Почему-то мне (я девочка) накладывают маленькие порции блюда, а мальчикам – в разы больше!! Девочки тоже хотят кушать, если что!! Платят все одинаково, а едят по-разному!! (извините за крик души).
– Необходимо разнообразить питание в школьной столовой. Невозможно детям есть одно и то же каждую неделю на протяжении нескольких лет.
Школьники проходили опрос с разрешения своих родителей или опекунов. Сроки проведения: 18 октября 2021 года – 08 ноября 2021 года.
Мәғлүмәт https://рдш.рф/news/5500 сайтынан алынды.